С 2014 ГОДА ОСНОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖЕН СТАТЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

 

Депутатами рассмотрен проект бюджета района на 2014 год

Уважаемые жители Бологовского района!

 На очередном заседании районного Собрания депутатов, которое состоялось 26 ноября 2013 года, был рассмотрен одним из наиболее важных вопросов -  бюджет района на 2014 год. Проект бюджета на 2014 год принят районными депутатами за основу, после публичных слушаний с учетом предложений общественности  в него будут внесены поправки, после чего пройдет его принятие.  

Отмечу, что задачи, поставленные в бюджете 2014 года, будут последовательно реализовываться в тех непростых экономических условиях, в которых живут сегодня малые территории, где главной проблемой по-прежнему остаётся крайне недостаточное финансирование многих полномочий, лежащих на плечах муниципалитетов.

В июне этого года Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая с бюджетным посланием к Правительству страны, отметил: «Главные требования к бюджетной политике – это поддержка экономического роста за счёт кардинального повышения эффективности бюджетной политики, безусловного выполнения всех социальных обязательств, реализации стратегических задач. Необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы. Основные резервы – это повышение эффективности всех бюджетных расходов». Эти важные базовые принципы можно применить и конкретно к нашему муниципалитету, планируя свой бюджет и всю работу на предстоящий 2014 год.

Губернатор Тверской области Андрей Владимирович Шевелёв в своем ежегодном Послании Законодательному Собранию региона отметил, что не все социальные обязательства сегодня совпадают с финансовыми возможностями региона. Эти же трудности испытывают все муниципалитеты. Но это не должно быть причиной для бездействия власти и неисполнения своих полномочий, а напротив, трудности только закаляют и являются поводом для ещё более эффективной работы, поиску источников финансирования, мобилизации сил.

Ещё одной важной задачей в целях улучшения социально-экономического развития территорий Губернатор назвал дальнейшую активную работу по привлечению в районы инвестиций, открытию новых производств, что в прошлые годы мы активно претворяли в жизнь и будем работать в этом направлении дальше.

В проекте бюджета на 2014 год позиционируется, как положительный пример, участие муниципалитетов в различных адресных программах. Это даёт возможность привлекать дополнительные средства на развитие многих направлений. Наш район ежегодно участвует во многих из них, хотя это накладывает определённые сложности на бюджет. В будущем, с учётом сложного положения, нам нужно взвешенно относиться к участию в программах, и только при наличии средств.

Бюджет Бологовского района формируется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

В нынешних условиях мы обязаны уходить от тактических схем и стереотипного управления. Стратегический подход должен быть реализован во всём – от перспективных планов развития района до организации работы администраций сельских поселений. Перед нами стоит задача не только выживать, а продолжать развиваться.

С 2014 года основой муниципального управления должен стать программно-целевой подход, переход на программный бюджет, при котором районный бюджет финансирует муниципальные программы. В Бологовском районе их будет 14, они заменят долгосрочные, ведомственные целевые программы, так как федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием бюджетного процесса», понятие «долгосрочная целевая программа», как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключены.

Внесены также изменения в части, касающейся доходов местных бюджетов. Норматив зачисления налога на доходы физических лиц в районные бюджеты муниципальных образований будет составлять в 2014 году 20%. В текущем году он составляет 25 %. Это усугубляет ситуацию, приводит к уменьшению самостоятельности бюджета.

Данные вопросы рассматриваются на заседаниях Правления Ассоциации малых и средних городов России, членом которого я являюсь. В настоящее время в адрес Президента РФ мы направили ряд обращений, касающихся типичных проблем малых районов и городов. Это финансовая зависимость муниципалитетов, низкий уровень собственных доходов, критический износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, дефицит квалифицированных кадров, чрезмерные проверки со стороны надзорных органов, которые выставляют неадекватные требования, и другие. Созданы экспертно-тематические рабочие группы Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Своевременно и очень важно то, что впервые за много лет Президент сказал о замораживании с 2014 года цен на тарифы естественных монополий. А их рост всегда был основным источником инфляции.

Мы надеемся, что  результатом рассмотрения наших обращений станут решения, направленные на последовательные изменения, позволяющие малым территориям стать устойчивее и успешно выполнять возложенные обязательства. По работе местной власти население судит о всей власти в стране. Малые города и районы – это корни России, хранители традиций и истории. А без корней дерево жить не может.

Изменения, касающиеся расходной части бюджета Бологовского района на 2014 год, будут отражены в виде передачи полномочий на уровень субъекта по финансовому обеспечению образовательного процесса общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района с 1 января 2014 года.

Реализация социальных функций муниципалитетов возможна только при успешном развитии финансово-экономической системы. Главная задача в финансовой сфере – повышение доходов консолидированного бюджета района. Ключевым направлением является повышение собираемости налогов и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований. Возможностей для дальнейшего увеличения достаточно. Поэтому необходимо обеспечить рост налоговых поступлений при помощи операций по  легализации налогов. Для этого в текущем году моим решением будет образована межведомственная рабочая группа по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Бологовского муниципального района Тверской области, в развитии экономического и налогового потенциала Бологовского района. В неё войдут представители районного собрания депутатов, представители финансового управления, комитета по управлению имуществом, отдела развития отраслей экономики администрации района, прокурор района, руководители федеральных структур (налоговой инспекции, службы судебных приставов, отдела полиции, фонда социального страхования, пенсионного фонда, БТИ, статистики, УФМС, Росреестра). Целью создания этой группы является организация совместного сотрудничества в выявлении и легализации объектов налогообложения. А резервы такие есть.

 Ключевая задача на ближайшую перспективу – увеличение эффективности финансовой работы органов местного самоуправления, обеспечение максимальной результативности расходования бюджетных средств. Все проводимые мероприятия в рамках муниципальных программ пройдут строгий анализ и контроль в процессе исполнения бюджета.

В 2014 году должна быть продолжена активная работа по привлечению областных и федеральных средств  для развития инфраструктуры района. Приоритет всё также должен быть отдан инвестициям в социально-экономическую инфраструктуру района (социальная сфера, дороги, организация транспортного обслуживания населения, газификация, переселение граждан из аварийного жилья, капитальный ремонт жилья, модернизация объектов ЖКХ). Но дальше программы будут сокращаться и станут более недоступными из-за увеличения доли софинансирования муниципалитетов. Например, программа по обеспечению жильём молодых семей: сейчас уже доля района – 50-60%.

Необходимо продолжать и работу по повышению собираемости налогов на территории района через комиссию по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, действующую при Администрации Бологовского  района.

По данным Инспекции ФНС России № 3 по Тверской области, задолженность по местным налогам в консолидированный бюджет Бологовского района по итогам 2012 года составила более 6 млн. руб., в том числе, земельный налог — 4 млн. руб.790 тыс.руб, налог на имущество — 1 млн. руб.158 тыс.руб. А общая недоимка — более 11 млн. руб.

Несмотря на все сложности, возникающие в условиях реформирования бюджетов, бюджет Бологовского района по-прежнему должен иметь статус «бюджета развития», каким он был в течение последних лет.

Рациональное и продуманное управление муниципальным имуществом также будет способствовать повышению доходной части бюджета. В этом направлении в  2014 году необходимо:

- продолжить работу по инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, с целью повышения доходов от сдачи их в аренду и продажи;

- выявить неиспользуемые объекты недвижимости для предоставления информации заинтересованным лицам с целью повышения эффективности использования муниципальной собственности;

-усилить  муниципальный земельный  контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства. Необходимо разработать план проведения проверок , ведь это тоже пополнение бюджета, ведь в случае выявления нецелевого использования сельхозземель ставка налога возрастает в 5 раз. До 20  декабря  этого года мною поручено составить план проверок на следующий год, согласовать его с прокуратурой. Это – и стимул для владельцев участков, чтобы земля не зарастала, и дополнительные средства в бюджет.

На особом контроле стоит реализация программы переселения из аварийного и ветхого жилья. Нам необходимо завершить начатую работу, в которой в прошлые годы имелись существенные недочёты, и на сегодня остаётся ряд проблем.

Так, до сентября 2017 года мы взяли на себя обязательства завершить программу переселения из аварийного и ветхого жилья. У нас это программа объёмная и отвлекает значительные средства, поэтому крайне мало финансов остаётся на ремонт дорог, благоустройство, уличное освещение, вывоз мусора и другие направления. Финансирование этих мероприятий осуществляется из бюджета городского поселения, который составляет порядка 25  млн. рублей в год, что недостаточно для качественной работы по всем направлениям. Но и программу переселения необходимо завершать, для нашего города это актуально, тем более, что значительная часть средств на её реализацию выделяется федеральным и областным бюджетами. Эту возможность упускать нельзя, ведь впоследствии мы можем остаться с этой проблемой один на один.

Поэтому я обращаюсь к депутатам всех уровней с просьбой разъяснять населению, что к этой ситуации нужно отнестись с пониманием. Всё невозможно одновременно решить.

Все эти планы и задачи так или иначе являются частью большой программы, заданной нам федеральным и областным руководством. Какой будет реализация данной программы – зависит от нашей совместной работы. Достигнуть результата можно только общими усилиями, в содружестве и во взаимопомощи. Обращаюсь к депутатам и населению – с пониманием относиться к текущей ситуации, с терпением – к проблемам и трудностям.

Оттого, насколько правильно построены отношения между участниками бюджетного процесса, зависит эффективность распределения и использования бюджетных ресурсов.

Мы работаем в сложное время. Необходим системный подход, координация деятельности органов местного самоуправления.

Действительность диктует всем нам быть сплочённее и ответственнее, работать эффективно и динамично, чтобы в 2014 году в районе сохранялась стабильная экономическая, социальная обстановка.

Будем использовать все наши ресурсы рационально и эффективно, справляться со всеми трудностями.

 

Более подробно об основных задачах  и намеченных планах в рамках бюджета 2014 года мы  расскажем в следующих публикациях.

 

С уважением, А.Г.Козлов, глава

МО «Бологовский район»

Оставьте комментарий