Если продавец предлагает купить дополнительную гарантию
В консультационный пункт по защите прав потребителей часто обращаются граждане с просьбой дать разъяснения, правомерны ли действия продавца, который предлагает дополнительный срок сервисного обслуживания товара, гарантийный срок которого определен заводом-изготовителем. Например, покупатель приобрел сотовый телефон, а ему дополнительно предлагают заплатить некую сумму, и тогда гарантийный срок телефона будет не один год, как указал изготовитель, а два года. Или покупатель приобрел для личных нужд сварочный аппарат для использования в личном хозяйстве и за дополнительную, весьма внушительную сумму, ему предлагается увеличить гарантийный срок этого аппарата.
Во-первых, ч 2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено свободное установление прав и обязанностей сторон, не противоречащих закону при заключении договора. То есть покупатель и продавец находятся в равных правах и решать, производить ли дополнительную трату, будет покупатель.
Во-вторых, ч. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» определено, что продавец не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату.
В-третьих, гарантийный срок устанавливается изготовителем (лишь в некоторых случаях продавцом, если этот срок не определен изготовителем), а не продавцом, поэтому предложение «купить дополнительный гарантийный срок» это не что иное, как введение потребителя в заблуждение. В дополнительной гарантии указывается, что срок сервисного обслуживания, допустим, два года с момента выдачи сертификата на дополнительную гарантию. А гарантийный срок завода-изготовителя три года с момента продажи товара. Таким образом, дополнительная гарантия поглощается сроком основной гарантии. И о каком дополнительном гарантийном обслуживании идет речь?
Согласно ст. 19 п. 5 Закона «О защите прав потребителей» в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара были обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные в законе «О защите прав потребителей» о замене товара, его ремонте или о расторжении договора купли-продажи с возвратом стоимости товара, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю, иными словами – имел место брак при изготовлении товара.
Следует помнить о том, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар, и считаются равными гарантийному сроку на основное изделие. Однако, договором могут быть установлены и неравные гарантийные сроки на комплектующие изделия, составные части товара и на основной товар. Эта информация должна быть доведена до потребителя в информации о товаре. И, если продавец говорит, что основное изделие на гарантии, а комплектующее изделие не на гарантии, это так же введение потребителя в заблуждение.
Т.К. Полякова, юрисконсульт
консультационного Центра по защите прав потребителей