«Я у неба солнышка попрошу»
Тот день выдался серым и холодным, да ещё с моросящим дождём. Словно и не конец мая на дворе. Поднимаясь на крылечко Детской художественной школы, я ещё не подозревала, что именно там найду для себя и для вас, дорогие читатели, всё тепло и все недостающие краски расцветающего лета.
«На верёвке бельевой сон сушу –
я у неба солнышка попрошу»
(из стихов Татьяны Калининой)
Мы условились встретиться в стенах школы с молодым преподавателем, художницей Татьяной Калининой. Повод – впечатления от выставки её работ в Заозёрной библиотеке, неожиданно глубокие и талантливые стихи, которыми она удивила редакцию ещё несколько лет назад. Давно хотелось познакомиться поближе. И она – такая симпатичная, лёгкая, на вид совсем юная – ждала меня у самых дверей с карандашным наброском в руках. Улыбнулась чуть смущённо:
- Простите, не успеваю, надо срочно закончить рисунок. Ничего, что буду одновременно общаться и работать?
Конечно же, я не против. Наблюдать за процессом творчества одно удовольствие. И я вижу, как быстрые движения карандаша в руке художницы дают жизнь мифическому Минотавру. Какие глаза у этого, оживающего волею таланта, сказочного существа! Кажется, в них – вся печаль мира…
В кабинете вдоль стен постановочные композиции, ученики сосредоточенно трудятся над заданием: лист бумаги необходимо населить существами и предметами готической эпохи. А я погружаюсь в головокружительные миры Татьяны Калининой. Они затягивают поразительной гармонией и красотой…
Прекрасное далеко
Татьяна призналась, что всегда предпочитала изображать человека и не очень-то любит работать в жанре пейзажа. Любуясь закатами, пленяясь красотой родных лесов и озёр, она всё чаще натыкается взглядом на следы человеческого варварства: то свалка в берёзовой роще, то вырубленный под корень сосновый лес, то мертвеющее от грязных стоков синь-озеро. Это особенно больно ранит, когда приходится бывать в любимых с детства местах посёлка Медведево. То ли это присущий каждому романтический флёр детских лет, то ли, действительно, тогда всё было по-другому… Но что абсолютно точно: Танечке с детством очень повезло. Она родилась в 1979-м, в семье, где всё было основано на доверии, любви и взаимопонимании. Мама Наталья Александровна – бухгалтер, папа Сергей Николаевич Павлов–железнодорожник. Во времена всеобщего дефицита мама всем другим очередям предпочитала очередь за книгами. Главным кредо в воспитании Тани и её брата Саши для мудрых родителей было: максимум хороших книг, минимум телевизора. И всё же основным воспитателем маленькой Танюши стала её бабушка Александра Дмитриевна Павлова. Замечательный, влюблённый в свою работу педагог (выпускники, увы, уже несуществующей школы №56, наверняка её хорошо помнят) много времени посвящала внучке. Первые творческие уроки – тоже от неё. Бабушка научила Таню рукоделию. В основном это было шитьё. Первые сшитые рубашечки, платья, а чуть позже даже пальто («немножко смешное, но ведь – сама!») приносили большую радость.
Татьяна не помнит, когда начала рисовать. Возможно, очень рано. Но родители, заметив склонности дочери, записали её в художественную школу, где преподавателем Тани стал Андрей Иванович Пожарский – талантливый художник и педагог. Добираться из Медведева до «художки» далеко, да и непросто, учитывая проблемы автобусного движения. Но в течение четырёх лет четыре раза в неделю дед Танюши – Николай Данилович Павлов неукоснительно, стоически преодолевая все препятствия, отвозил внучку на уроки в ДХШ и доставлял обратно домой. День девочки был заполнен до отказа: ведь были ещё и занятия в общеобразовательной школе (СОШ №55), и любимые книги, и друзья, и любимое рукоделие. Однако с учёбой всё было хорошо, и Бологовскую ДХШ Татьяна окончила с отличием. А родная 55-я школа заново увлекла уроками труда. Учитель Марина Юрьевна Чернявская сумела так заинтересовать старшеклассниц процессом создания одежды, что Таня твёрдо решила стать художником-модельером. И после окончания средней школы поступила в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна…
«Детство отцвело и облетело,
и, глядясь в гербарии – альбомы,
представляем с грустью то и дело
мы себя таких, какими помним…»
(Из стихов Татьяны Калининой)
Давно уже позади годы студенчества… Они многое дали и разуму, и сердцу. И наверняка сыграли свою роль в формировании творческого почерка молодой художницы, как, впрочем, и впечатления от близкого знакомства с Петербургом – городом-памятником с его неповторимым обликом и совершенством архитектурных линий.
У мечты есть крылья
После окончания вуза некоторые проблемы возникли с трудоустройством. Она пыталась найти себя на швейной фабрике, в 55-й школе… Как-то всё не складывалось, что-то не совпадало, не ложилось на душу. Но однажды в школу, где по просьбе директора Татьяна разрисовывала стены сюжетами на тему времён года, заглянул Андрей Иванович Пожарский. Любимый учитель пригласил свою бывшую ученицу преподавать в ДХШ.
С тех пор прошло уже более восьми лет. И это были годы, насыщенные счастливыми событиями. Таня вышла замуж, потом стала мамой, а теперь уже дважды мамой… Творческий коллектив ДХШ под руководством чуткой и заботливой Надежды Михайловны Скляр для молодой преподавательницы стал ещё одной семьёй, где все друг друга понимают, берегут и поддерживают. Здесь она обрела опору для творческого взлёта. Её работы экспонируются на выставках в городском музее им. Дубравицкого, в библиотеке. Живопись, графика. В каждой работе есть что-то очень необычное, особенное, заставляющее остановиться и поразмышлять. Исторические персонажи соседствуют со сказкой, правда жизни обогащается и дополняется фантазией. Тщательно проработанные детали часто выходят на первый план, переворачивая сознание. Эти работы начали обретать своего зрителя, своих поклонников.
- Иногда я, как загадку, «решаю» какую-нибудь картину Татьяны Калининой. Не сразу открывается замысел художника. Но когда по-настоящему всё увидишь и поймёшь, это просто восторг и осознание, насколько талантлива наша землячка! – делится впечатлениями зав. Заозёрной библиотекой Елена Николаевна Судакова.
А вот что говорит сама художница, к примеру, о картине «Шахматы»:
- Если сосчитать все изображённые здесь шахматные фигуры, получится полный комплект. Мы видим противостояние двух мужчин-«королей» за обладание «королевой». Удерживая равновесие на острие меча, королева «разделяет и властвует», и летят в тартарары мелкие пешки, рушатся башни, исчезают целые государства…
По словам Татьяны, идеи картин возникают на основе разных источников. Например, «Серенада крылатого змея» – это визуализация образов песни «Змей» из репертуара группы «Мельница». А «Ева» создавалась по мотивам известного библейского сюжета. «Поганки» – о двойственной природе красоты и человеческой сущности. Художник подчёркивает: порой за совершенством форм, очарованием лиц, идеальными нарядами – содержание «с гнильцой» и даже «чистый ад». А здесь оживает легенда: в лике Луны девушка видит ладью возлюбленного, возвращающегося из дальнего похода. Невозможно оторвать взгляд от «Феи» – она «эфемерное и нежное создание, рождённое в ином мире, пытается постичь свет, который не греет, воду – колючую, ледяную, не утоляющую жажды; спящие ветви, подобные сетям, сплетённым во время холодного сна»…
– Мне нравится рисовать людей. Человек – всегда тайна. Лицо – не просто лицо. Глаза – не просто глаза. Это своего рода дверь во внутренний мир. Задача художника приоткрыть эту дверь. Не то чтобы покопаться – просто заглянуть поглубже. Есть такая наука «соционика», синтез психологии и социологии, она моё давнее увлечение, дающее в определённой степени основу работы над тем или иным портретом, – говорит Татьяна. – Я не могу выделить особо какую-либо работу. В каждой из них частица моей души… В каждой – образы, которые мною рождены, с которыми сживаешься, ведь на создание картин уходит, как правило, довольно много времени. Сложнее всего – идея и эскиз. Когда «представление» в голове укладывается на бумагу, хотя бы приблизительно, остальное – «дело техники». Самая «быстрая» работа была сделана за 7 дней. Некоторые создавались свыше двух лет. Каждая картина – попытка выйти за границы привычного мира, распахнуть душу навстречу неизведанному, увидеть чудо в обыденном, и создать это чудо своими руками…
«И вот романс… Откуда он –
мелодией былого века,
контрастом денежного чека –
наивен, нежен и влюблён?!..
А он звучит, а он плывёт
в пустом и сером кинозале.
Хрустальный голос душу залил,
и музыкой душа живёт»
(Из стихов Татьяны Калининой»)
За счастье в ответе
Татьяна любит свою работу: и занятия с детьми, и процесс творчества. Кажется, здесь, в ДХШ она нашла то самое своё место, назначенное судьбой, и все условия для самореализации.
- Среди учеников немало одарённых детей, – сказала Татьяна Сергеевна. – Да и вообще дети – особый народ, у которого нам, взрослым, есть чему поучиться. Общение с ними – радость. Огорчает порой лишь их привязанность к современным электронным устройствам. К примеру, даю творческое задание. И тут же кто-то тянется к мобильному телефону, чтобы выйти в интернет и подсмотреть что-либо на заданную тему. Уверения, что собственная фантазия даст гораздо более интересный результат, особый, неповторимый, не всегда действуют. А наша задача – раскрыть индивидуальность, это условие развития творческих способностей… Бывает нелегко, но всегда очень интересно. Работа с детьми – это огромная ответственность…
Такую ответственность на фоне нахлынувшей огромной любви Татьяна впервые по-настоящему ощутила шесть лет назад, когда на свет явилось подлинное маленькое чудо – её дочь Машенька. Ещё через три года с появлением в семье второй малышки Таисии эти чувства только выросли. Забота о воспитании детей, стремление дать им всё возможное для духовного, физического, умственного и творческого развития в семье Татьяны и Михаила Калининых – неоспоримый приоритет. При этом идеалом для молодых родителей остаются семьи, в которых они сами росли.
- Мне очень помогает моя семья, муж, его родители – Ирина Ивановна и Виктор Васильевич Стройковы – и мои родители, моя бабушка, которой уже 85 лет. Остаются с детьми, поддерживают в трудных ситуациях. Я очень им всем благодарна за поддержку, за понимание, – говорит Татьяна. – Можно сказать, они, мои родные люди, дают мне крылья – возможность заниматься любимым делом…
Чем счастлив человек? Ну уж точно не хлебом единым. Талантливый бологовский художник (и поэт!) Татьяна Калинина не однажды убедилась: главное условие счастья – приносить радость другим людям как близким, так и совсем незнакомым. У неё это получается…
Нина Морозова